История России

в датах






Поминальные дни


  Но главные, общие народные поминки совершаются только в день Радуницы или Пасхи усопших, в Троицкую субботу, в Дмитровскую субботу (по осени) и в Покровскую субботу.

  В церковном уставе, изданном в 1668 году, предписывается 1 октября посылать на убогие домы архимандритов и прочее духовенство для совершения общих панихид.

  Совершение поминовений в Дмитровскую субботу установлено после Куликовской битвы, по совету преподобного Сергия, Великим князем Димитрием Иоанновичем Донским, и ежегодно отправляется между 18 и 26 числами октября для празднования памяти воинов, положивших живот в этой битве. А по указу Императрицы Екатерины II 1769 г. августа 17, чин этого поминовения перенесен на 29 августа, в день усекновения главы св. Иоанна Крестителя Господня.

  Дмитровская суббота свое название получает, кроме имени Донского как установителя, также от имени св. Димитрия Солунского, празднуемого Церковью 26 октября.

  В Костромской губернии и в смежных Дмитровская суббота называется Дедовой. Там существует поверье, что если в эту родительскую будет оттепель на раннем зазимье, то на «дедовой неделе родители отдохнут».

  Дмитровская родительская более чем другие уважается народом как по удобству времени, так и по обилию в эту пору всякого продовольствия, наконец, по старинному обычаю. В это время поселяне пекут пироги, блины, а в Смоленской губернии лепешки из теста разных клиновидных форм, также кутью (иначе канун), кисель с сытою и молоком, брагу или пиво.

  По окончании панихид оделяют священников и причт пирогами и блинами, и это обыкновение обратилось в народную поговорку: «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота».

  В дни поминовений обыкновенно приходят на кладбище и после заупокойных панихид, кто чем может, поминают покойников. В Кормчей книге запрещены были всякие пирования, попойки и возлияния вина и напитков, но, однако же, обычай пировать на могилах усопших родственников остается существующим и до сих пор.

"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"

Дата публикации:



назад      в оглавление      вперед



М. Забылин. Русский народ



Поминальные дни


Лого www.rushrono.ru


ПОДЕЛИТЬСЯ