История России

в датах



Новгородско-Московская ересь


Новгородско-Московская ересь  НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ - антиправославное умонастроение, распространившееся в Новгороде и Москве в кон. XV - нач. XVI вв.

  Центром распространения ереси стал Новгород, множество ее сторонников оказалось и в Москве, причем, в самых высших кругах. Среди них - митрополит Зосима (1490-1494 гг.) и многие другие новгородские и московские священники, из светских лиц - Иван Волк Курицын и его брат Федор Курицын1, дьяк Посольского приказа и фактический руководитель внешней политики при великом князе Иване III. В 1485 г. новгородский архиепископ Геннадий именовал Курицына "начальником" всех еретиков. Одно время благоволил к еретикам и сам Иван III.

  В источниках XVI-XVII вв. новгородско-московская ересь называлась "ересью жидовствующих". Это название, вероятно, объясняется двумя причинами. Во-первых, у истоков ереси стояли иудеи, возможно, купцы, приезжавшие на Русь из Западной Европы. Во-вторых, ее приверженцы отрицали значение Нового Завета, отдавая предпочтение ветхозаветным книгам.

  Сведения о ереси сохранились в основном в противоеретических сочинениях - посланиях архиепископа Геннадия и в "Просветителе" Иосифа Волоцкого2. Произведения самих еретиков или не сохранились, или дошли до нас в зашифрованном виде. Известно, что ее последователи отрицали важнейшие догматы православного вероучения - учение о Святой Троице, богочеловеческой природе Христа и Его роли Спасителя, идею посмертного воскрешения и т.д., отказывались признавать институт монашества и иконопочитание.

  Борьбу с новгородско-московской ересью возглавили архиепископ Геннадий и Иосиф Волоцкий. На церковном соборе 1490 г. были осуждены поп Денис, дьяк Гридя, чернец Захар и др., решением собора 1504 г. приговорены к смертной казни и затем сожжены в срубе Иван Волк Курицын, Митя Коноплев, Иван Максимов, Некрас Рукавов. О судьбе других последователей ереси ничего не известно.

автор статьи С. Перевезенцев



в раздел



КОММЕНТАРИИ

1 КУРИЦЫН Федор Васильевич (? - не ранее 1500 г.) - посольский дьяк великого князя Ивана III Васильевича, один из идеологов новгородско-московской ереси.
 Курицын - одна из известных и в то же время загадочных фигур в отечественной истории. В 1482-1484 гг. он вел переговоры с государями Молдавии и Венгрии о союзе против Польско-Литовского государства. Попал в плен к туркам, но в 1485 г. был освобожден.
 В 80-90-е гг. XV в. Курицын стал одним из ближайших советников великого князя Ивана III. "Того бо державный во всем послушаше" - писали о Курицыне современники. Тесно связан он был также и с княгиней Еленой Стефановной (Волошанкой) - вдовой рано умершего князя Ивана Ивановича Молодого, сына великого князя. Видимо, Курицын приложил немало усилий для того, чтобы в 1497 г. наследником московского престола был объявлен сын Елены Волошанки и внук Ивана III - пятнадцатилетний Дмитрий Иванович (Дмитрий Внук). В то же время младший сын великого князя от второй, здравствующей супруги Софии Палеолог - Василий Иванович - оказался в опале.
 Федор Курицын был одним из лидеров новгородско-московской ереси. В 1485 г. новгородский архиепископ Геннадий именовал Курицына "начальником" всех еретиков. При покровительстве Курицына, многие последователи ереси заняли значительное положение в Москве, при дворах великого князя и митрополита.
 В нач. XVI в. с преобладанием сторонников ереси при московском престоле было покончено. Пострадали и связанные с еретиками Елена Стефановна и Дмитрий Иванович Внук - в 1502 г. они попали в опалу, а вскоре были заключены в застенок. О судьбе Федора Курицына неизвестно ничего. Его имя в последний рзз упоминается в документах в 1500 г.
 Федор Курицын считается автором двух произведений - "Лаодикийского послания" и "Сказания о Дракуле-воеводе". По мнению некоторых исследователей, в них в зашифрованной форме излагаются положения еретического учения.

2 ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (в миру - Иван Санин) (1439-09.09.1515 гг.) - церковный деятель, публицист, православный святой.
 Происходил из дворян Волоколамского уезда. В двадцать лет принял постриг в Пафнутьевом Боровском монастыре. Позднее постриг приняли три его родных брата и два племянника. После смерти основателя обители Пафнутия Боровского Иосиф в течение двух лет был ее игуменом. В 1479 г. вместе с несколькими иноками покинул Боровскую обитель и основал общежительный монастырь Успения Богородицы на Волоке-Ламском, в 113 верстах от Москвы. Позднее эта обитель стала именоваться Иосифо-Волоколамским монастырем.
 В своем монастыре Иосиф Волоцкий установил строгий общежительный устав, какого не было ни в одной другой русской обители. Устав требовал аскетической строгости в монашеской жизни, беспрекословного послушания и соблюдения церковной обрядности. Жизнь иноков была регламентирована до мельчайших деталей. Они не имели никакой личной собственности, даже икон, а средства к существованию получали из общей казны. Все они были обязаны каждодневно трудиться, ибо праздность почиталась грехом. Позднее, с появлением в монастыре богатых и знатных пострижеников Иосиф Волоцкий был вынужден поделить монастырскую братию на три разряда. От одних он требовал ограничиться единственной сменой обуви и одежды, а другим позволял иметь две смены, шубейку и даже "особное" питание.
 На рубеже XV-XVI вв. Иосиф Волоцкий возглавил борьбу с новгородско-московской ересью (так называемая ересь "жидовствующих"). Основные принципы борьбы с еретиками он изложил в главном своем сочинении - "Книге на новгородских еретиков", известной под названием "Просветитель". В XVI-XVII вв. эта книга была одной из самых популярных (известно более 100 ее списков). Ряд исследователей считает Иосифа Волоцкого автором лишь двенадцати глав "Просветителя", а четыре последние главы приписывает его ученикам и последователям. Иосиф Волоцкий выступал за самое жестокое обращение с еретиками, полагая, что даже покаявшихся еретиков нужно держать в темнице, а упорствующих - казнить. Лютой казни, по его мнению, заслуживают даже те православные, которые не донесли о еретиках властям.
 В "Просветителе" объяснены и заново аргументированы все важнейшие догматические и богослужебные традиции православной церкви.
 В 1504 г. по инициативе Иосифа Волоцкого состоялся церковный собор, который приговорил к сожжению в срубе четырех еретиков.
 В нач. 10-х гг. XV в. разгорелась полемика между Иосифом Волоцким и "нестяжателем" Вассианом Патрикеевым. Приверженец строгого личного аскетизма, Иосиф решительно выступал за право владения монастырями земельной собственностью: лишенное забот о хлебе насущном монашество будет заниматься главным делом - нести в народ Слово Божие. Монастырские же богатства должны направляться на благотворительность и другие нужды христиан. Спор был решен великим князем Василием III, который принял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним.
 В 1507 г. Иосиф Волоцкий вступил в конфликт с волоцким князем Федором Борисовичем, на землях которого располагался монастырь. Князь посягнул на монастырское имущество, после чего Иосиф заявил о переходе монастыря под покровительство Василия III. Новгородский архиепископ Серапион, которому монастырь подчинялся в церковном отношении, поддержал волоцкого князя и отлучил Иосифа от церкви. Но за него вступился митрополит Симон, лишивший сана новгородского владыку.
 Поначалу Иосиф Волоцкий утверждал принцип превосходства церкви над светской властью. Позднее он признал приоритет власти государя и одним из первых стал говорить о божественном происхождении власти русского государя, уподобляя его земную миссию Божиему Промыслу: "Царь ведь естеством подобен вышнему Богу". Деятельность Иосифа Волоцкого способствовала росту авторитета и влияния Русской православной церкви.
 Иосиф Волоцкий похоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован в 1591 г. Дни памяти: 9 (22) сентября, 18 (31) октября.


Новгородско-Московская ересь


ПОДЕЛИТЬСЯ