История России

в датах






Заговоры от грыжи, и сглазу, и баенной нечисти


  1. От грыжи, а также сглазу и баенной нечисти. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Сходит Егорий с небес по золотой лестнице, сносит Егорий с небес триста луков златополосных, триста стрел златоперьих и триста тетив златополосных, и стреляет и отстреливает у раба Б. Н. уроки, прикосы, грыжи, баенной нечисти, и отдавает черному зверю, медведю, на хребет: и понеси, черный зверь медведь, в темные леса, и затопчи, черный зверь медведь, в зыбучие болота, чтобы век не бывала, ни в день, ни в ночь… во веки веков, аминь. Три раза произносят и за каждым разом трижды сплевывают. (Зап. П. С. Ефименком в г. Холмогорах.)

  2. От грыжи. (Говорить на теплую воду, обданную на дресве.) Господи Боже, благослови. Стану я, раб Божий Иоанн, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, пойду в чистое поле; есть в чистом поле океан-море и есть на океане-море белый камень, есть под белым каменеем щука золотая и перезолотая, и кости золотые, и приди щука к рабу Божию (имярек) и выгрызи у раба Божия (имярек) своими золотыми зубами грыжу ветряную, грыжу напущенную, грыжу жильную, грыжу костяную, сосцовую грыжу, красную грыжу, мокрую грыжу, от отца грыжу, от матери грыжу, всякую бывающую, и спустись грыжа к поясу и выйди мочою и шулятами на дресвян камень, и поживи три часа денных; и пойди грыжа с дресвяна камени на пустое место, в темное место, где солнце не огревает, где люди не ходят и не бывают, где птицы не летают, где звери не заходят, и пойди грыжа за быстрые реки, и пойди грыжа за гремучие ручьи, и когда будет Христов второе пришествие, обратись грыжа вспять; тем словам во веки веков, аминь. (Выписано из старинного сборника заклинаний. В Труды Этногр. отд., за 1878.)

  3. От детской грыжи. Повивальная бабка приговаривает: «Бабушка Соломонидушка у Пресвятой Богородицы грыжу заговаривала (или заедала) медными щеками, железными зубами, так и я заговаривают у раба Б. Н.». (Доставил свящ. Федоров из с. Лисестрова Арх. у. в Труды Этногр. отд. См. часть 2. 1878.)

  4. От грыжи. Господи Боже, благослови. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. Есть море Океан; в том море Океане есть белый камень Латырь, высота его 60 сажень. На том на камени Латыре стоит хрустальный терем, в том хрустальном терему стоит золотой стул, на том стуле сидит красная девица, подпоясалась золотым поясом, подперлась золотым посохом. Государыня ты, красная девица, дай ты мне, р. Б., грыжных слов добрых. Грызет и меря р. Б. вотчину золотая грыжа, истовая грыжа, пуповая грыжа, мокрая грыжа, белая грыжа, красная грыжа, родимая грыжа, привязанная грыжа, кила грыжа, та затеченная грыжа, отрочная грыжа, сердечная грыжа, десная грыжа, поясовая грыжа, водяная грыжа, кровавая грыжа, пригнойная грыжа, суставная грыжа, нутренная грыжа, верхняя грыжа, ручная грыжа и ножная грыжа. Грызет та грыжа ветха месяца, и молода месяца, и в перекрой месяца, по утренним зорям и по вечерним зорям, и по всяк день и по всякий час, и по всякое время. И возговорит красна девица: «Ой еси грыжа, вошла еси ты в р. Б. Н. в вотчину щукою, и ты выйди из него окунем, и пойди к белому каменю, буди тамо до скончания века, да свей себе, грыжа, в камени гнездо круглое, а не грызи ты у меня, р. Б. Н., ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов, грызи себя, злая крыжа, у тридевять рек, головы, и не ешь ты, злая грыжа, у меня, раба Б. Н., ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов, грызи себе, злая грыжа, у тридевять гор головы, а не ешь ты у меня, р. Б. Н., ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов, грызи себе, злая грыжа, у тридевять древ головы, а не ешь у меня, р. Б. Н., ни крови, ни тела, ни кости, ни мозгов, грызи себе, злая грыжа, горькое древо осину, а не ешь у меня, р. Б. Н., ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов отныне и до веку, и до гробовой доски, в день и в ночь по всякий час, аминь».

  Указ: говори трижды на сало варванное, или на кислые щи, или на матерно млеко, или на щучьи зубы, и мазать безымянным перстом против того места, где грызет. (Из рукописной ст. Ив. Костылева.)

"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"

Дата публикации:



назад      в оглавление      вперед



М. Забылин. Русский народ



Заговоры от грыжи, и сглазу, и баенной нечисти


Лого www.rushrono.ru


ПОДЕЛИТЬСЯ