История России

в датах






Легенды о колдунах в России


  Простой народ, мало знакомый с таинствами окружающей их природы, скорее верит в чудесное и невозможное, тогда как все можно объяснить при помощи науки, а особенно знает тот же мужик, которого зовут знахарем или колдуном. Конечно, если бы он был призван к допросу и сказал бы откровенно, чем он прославился в народе, то он чистосердечно бы открылся, что ничем в особенности, а что знания его заключаются в том-то и том, которым он и орудует бессознательно, благо дело пошло. Часто к колдуну являются скорее за медицинской помощью, чем к священнику. Колдун ни в чем не отказывает за щедрый подарок, хотя немножко и поломается, а даст хоть какое зелье и от чего угодно, сопровождая для пущей важности каким-либо нашептыванием или наговором, иногда упоминая в наговоре сатану. Получатель или получательница этого зелья дрожит от близости такого человека по тому мнению, что колдун окружен сатанинской силой, и имеет несомненную веру в чудеса своего покровителя. Дело кончается тем, что получивший из рук покровителя зелье дает в питье или пищу своему недругу, и свойство яда долго ли, скоро ли, но произведет свое действие.

  Яды, данные колдунами, не убивают, но употребляли сильные наркотические яды или такие из них, которые губительно влияют на нервную систему или на другие системы человеческого организма. Таким образом, больной (испорченный) получает или вредные сыпи, судороги, твердые опухоли (килы, грыжи). Яды эти колдуны приготовляют преимущественно из известных им трав. Понятно, что человек, занимающийся такими вредными операциями, проникнут до мозга костей злом и ненавистью к человечеству; говорят в народе, что самое выражение лица изобличает колдуна; и даже рассказывают следующие приметы: колдун имеет мутный взгляд, свинцово- серое лицо, сросшиеся и напущенные брови, злую улыбку, медленный с расстановкою голос, небрежную прическу, морщинистый лоб, взгляд свирепый исподлобья, сутуловатость, походку неторопливую и задумчивость; говорит вообще мало и хрипло, зато, как говорят, любит постоянно что-то ворчать или шептать, всегда любит выпить.

  Так описывают наружность колдуна. Теперь выведем свое умозаключение так: представим себе деревенского мужика, которому пришлось хоть однажды помочь больному и поставить на ноги. В деревне какие болезни? Чаще всего простудные лихорадки, горячки, положим, что есть множество других, как то: оспа, сифилис, тиф. Но вообразим, что мужик излечил простуду, узнав от кого-либо случайно о средствах лечения, как мы выше сказали, смородинным листом, стаканом водки и печкою1. Его это обрадовало, потому что в часы досуга мужичок рассчитывает и впредь при удаче иметь побочный доход; но суеверный народ после нескольких удач мужика клеймит его названием знахаря или колдуна, потому что никак не может верить, чтобы простой мужик мог познакомиться с каким-либо знанием, кроме земледелия. Даже мельники у них почти все колдуны, потому что знакомы с ее устройством, скотники или скотницы, умеющие врачевать скот, – тоже. Понятно из этого, что случайный врач, раз ославленный связями с чертом, он сам сознает, что если и может быть терпим, но никогда не может быть любим, и поэтому он, расстроенный своим положением и общим о нем невыгодным мнением, часто вовсе не заботится о себе, о доме как хороший хозяин, а предается пьянству или с горя, или по склонности. При таком хозяине, конечно, хозяйство утрачивает и свои выгоды, и пользу для его семейства, и нередко бедность делается уделом этого пария, часто по глупости своих односельчан. Нередко этот человек озлобляется и тогда в своем глупом невежестве ищет средства мстить и находит нередко. Вот тут-то из него вырабатывается настоящий колдун, то есть человек, вредный для общества. Во всяком случае, трудно нам думать, что он входит в сношения с дьяволом. Если, как говорят, он проводит ночи без сна, то скорее можно подозревать, что он опасается, что его темные дела откроет кто-либо пред лицом правосудия и что он долго ли, коротко ли, но получит должное возмездие. Впрочем, он остерегается и своих односельчан, даже боится их, что за свои деяния легко могут его побить смельчаки. С этой целью ими же, этими колдунами, выдумана сказка, что будто бы колдуны неуязвимы, а чтобы нанести ему побои, то нужно бить по его тени, в том предположении, что под видом тени ходят за ним нечистые духи. На самом же деле колдуны, поддерживая такое мнение в народе, тем оберегают свою спину и тело от ударов злобствующих врагов, и если случится, что какой-либо озорник попробует ударить колдуна, то последний всегда, как говорят, выдержит удар терпеливо и засмеется при этом, не желая, разумеется, изменить мнению народа, напротив же, кто станет бить его тень, то он будет всячески кривляться и кричать; конечно, эта комедия спасает его личность от неприятности побоев и увечья.

  Понятно, что злой человек не наследует царства небесного, а поэтому то же нужно и о колдуне, которого вредное влияние на людей известно его ближним и соседям, то они окончательно уверены в том, что он уже на земле осужден на вечное мученье и теперь даже достояние сатаны, стоит только умереть ему.

  Люди эти стали редки. С развитием образования повсюду и грамотности в деревнях и селах, с устройством железных дорог и проведением их по всем направлениям наши русские захолустья и глушь стали оживляться; вместе с эмансипацией началось тесное сближение всех классов общества; удешевление сообщений с главными городами или, так сказать, с торговыми пунктами сделало крестьян развязнее, бодрее, гуманнее и дало многим из них: средства к правильному развитию понятий, новую жизнь, новые права. Увидев паровозы, пароходы, телеграфы, фотографии, народ стал понимать тверже, что эти предметы стоят большего внимания, чем какой-нибудь барноволовий безграмотный колдун и его действия. К тому повсюду стали назначаться учителя, образоваться школы для распространения грамотности, и самые священнослужители по характеру своего воспитания стали иначе смотреть на свою паству; а все это много повлияло на крестьян до сих пор, в будущем, разумеется, будет еще лучше, иначе водворившаяся повсюду грамотность и общая воинская повинность благодетельно повлияет на простой народ и, конечно, искоренятся суеверные обряды, а с тем вместе улучшат жизнь, поставив народ на добрую почву при новых началах.

"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"

Дата публикации:



назад      в оглавление      вперед



М. Забылин. Русский народ



Легенды о колдунах в России


Лого www.rushrono.ru




КОММЕНТАРИИ

1 См. статья г. Глаголева.


ПОДЕЛИТЬСЯ