Времена года

Времена года

Небесные великаны

  Жили-были старик со старухой. Как-то перебиравши они горох, одна горошина и упала наземь. Искали, искали, не могли найти. А через неделю увидали старик да старуха, что горошинка дала росток. Стали ее поливать, вырос побег выше избы, а потом и под самое небо.

  И полез старик на небо собирать горох. Лез, лез, видит – стоит гора преогромная, на ней деревни с избами, города с зубчатыми стенами, леса и водопады. Солнышко только взошло – появился из-за горы юноша на коне и с тугим луком в руках. Куда ни пошлет стрелу – там деревья зеленеют, люди земельку пашут.

  Ближе к полудню выехал удалый молодец с соколом на руке. Снял колпачок с птичьей головы, подбросил сокола вверх: куда ни полетит птица, везде плоды на ветвях наливаются, нивы колосятся, стада на лужайках пасутся.

  Повечеру показался всадник, трубящий в рог. В какую сторону ни протрубит, там груши-яблоки собирают, озимые пашут, свадьбы играют.

  А совсем уже в сумраке явился старец седобородый на белом коне. Куда ни укажет трезубцем серебряным – везде ветра завывают, последние листья с деревьев сдирают, снегами леса и поля устилают.

  Холодно стало старику, спустился он по стеблю гороховому на землю. А старуха уже его и ждать перестала: целый год он на небесах пропадал. Рассказал старик соседям о чудесах поднебесных. Кинулись те к ростку – каждый на небо попасть норовит, толкают друг друга. А стебель-то гороховый возьми и оборвись!

  С тех пор уж никто на небе не бывал, где сутки проходят – как год на земле. И никто больше не встречал небесных всадников – Весну, Лето, Осень и Зиму.


  Древние славяне одушевляли времена года, представляли их богами и богинями, обреченными на великую борьбу между собой, – за право властвовать над природой. В одном из старинных календарей сказано так:

  "Весна подобна деве, украшенной красотою и добротою, сияющей чудно и преславно.

  Лето сродни красивому мужу, богатому, спокойному, что заботится о своем доме и домочадцах и без лени трудится с утра до вечера.

  Осень подобна женщине уже пожилой, но богатой и окруженной любимыми детьми; иногда она печалится от созерцания скудости плодов земных и бедствий людских, а иногда веселится от обилия плодов, тиха и безмятежна.

  Зима же подобна мачехе злой и нежалостливой, грубой и немилостивой; случается, милует, но и тогда все равно казнит; бывает доброй – ной тогда знобит, подобно лихорадке, и гладом морит, и мучает грехов ради наших".

  Более наглядные олицетворения времен года встречаем у белорусов. Весну они называют Ляля, лето – Ценя, осень – Жыцень, зиму – Зюзя.

  Ляля представляется юной, красивой и стройной девою; существует поговорка: "Пригожа, як Ляля!" В честь ее празднуют накануне Юрьева дня, и праздник этот называется Ляльник. На чистом лугу собираются крестьянские девицы; избравши самую красивую подругу, они наряжают ее в белые покровы, перевязывают ей руки, шею и стан свежей зеленью, а на голову надевают венок из весенних цветов: это и есть Ляля. Она садится на дерн; возле нее ставят разные припасы (хлеб, молоко, масло, творог, сметану, яйца) и кладут зеленые венки; девицы, взявшись за руки, водят вокруг Ляли хоровод, поют обрядовые песни и обращаются к ней с просьбою об урожае… Ляля раздает им венки и угощает всех приготовленными яствами.

  Венки и зелень, в которую наряжалась Ляля, сберегают до следующей весны.

  Цеця – дородная красивая женщина; в летнюю пору она показывается на полях, убранная зрелыми колосьями, и держит в руках сочные плоды.

  Жыцень представляется существом малорослым, худощавым, пожилых лет, с суровым выражением лица, с тремя глазами и всклокоченными, косматыми волосами. Он появляется на нивах и огородах после снятия хлеба и овощей и осматривает: все ли убрано как следует в добром хозяйстве. Заприметив много колосьев, не срезанных или оброненных жнецами, он собирает их, связывает в сноп и переносит на участок того хозяина, где хлеб убран начисто, то есть с бережливостью; вследствие этого на будущий год там, где Жыцень подобрал колосья, оказывается неурожаи, а там, куда перенес он связанный сноп, бывает обильная жатва.

  Когда Жыцень странствует в виде нищего и при встрече с людьми грозит им пальцем, это служит предвестием всеобщего неурожая и голода в следующем году.

  Во время осенних посевов он незримо присутствует на полях и утаптывает в землю разбросанные зерна, чтобы ни одно не пропало даром.

  Зюзя – старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородою, ходит босой, с непокрытой головою, в теплой белой одежде и носит в руках железную булаву. Большую часть зимы проводит он в лесу, но иногда заходит и в деревню, предвещая своим появлением жестокую стужу…

  Год в представлении наших предков распадался на две половины – летнюю и зимнюю – и начинался с первого месяца весны – марта, когда природа как бы рождается вновь. Не зря сотворение мира и первого человека народные предания относят именно к марту.

  В 1492 году церковные иерархи приняли для Руси константинопольский календарь, где первый месяц нового года – сентябрь. Январское же новогодье введено при Петре Великом.

  Из четырех времен года весна считалась преддверием лета, а осень – первой порою зимы. Сами времена года получили названия, тесно связанные с состоянием растительного царства. "Весна", или "ярь", – это дословно "ясное, светлое, теплое время года". "Лето" в переводе с санскрита – "знойная, жаркая пора". Кстати, счет годам славяне вели по летам, то есть по числу летних периодов. "Осень" буквально значит "время желтых и красных листьев", а "зима" – "время падающих снегов".

  Год был разделен на месяцы в связи с постоянно повторяющимися фазами луны: ее рождением, прибыванием и умиранием в небе. И опять-таки – древние названия месяцев на Руси были тесно связаны с природою. Январь – "просинец", то есть несущий все более сияющее, возрождающееся, просветленное солнце. Другое толкование названия – от слова "просо", "просяная мука" – в древние времена это была предпочитаемая мука в славянском обиходе, которую толкли на зиму именно в декабре. Февраль – "сечень" и "снежень" (секущий снегом). Март – "березозол" (дающий березовый целебный сок). Апрель – "пролетье" (накануне лета). Май – "травень". Июнь – "изок" (по-старославянски "изок" – кузнечик, июнь поет, стрекочет, шумит на разные голоса, как хор кузнечиков). Июль – "грозник, сенозорник" (время гроз, сенокосов) и "червень". Вспомним: "червленый" – темно-красный, багряный. Возможно, это имя дано было июлю из-за его яркости и многоцветья: ведь в этом месяце вся растительность на пике своей красоты. Не зря и доселе в народном календаре он назван макушкой лета. Август назывался "зарев" (пора, когда у животных начинается гон, они ревут, призывая друг друга). Сентябрь – "рюен" (время рева оленей), "хмурень". Октябрь – "листопад, пазимник" (предзимье). Ноябрь – "грудень": снег и грязь смерзаются грудами. И, наконец, декабрь – "студень".

  Некоторые из этих названий месяцев живут в славянских наречиях и доныне.

  Если верить "Велесовой книге", в глубокой древности каждый месяц имел божеств, покровительствующих им. По их именам месяцы и звались: январь – Крышний, февраль – Лютый, март – Ярила, апрель – Лада, май – Купала, июнь – Дажьбог, июль – Рудый, август – Радогощ, сентябрь – Овсень, октябрь – Сивый, ноябрь – Святовид, декабрь – Коляда.


"Русские легенды и предания"

Дата публикации:

назад      в оглавление      вперед

Времена года



Лого www.rushrono.ru






Поделиться: