История России

в датах



Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь


Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь

  СОЛОВЕЦКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - мужской монастырь, основан в 1429 г. монахами Савватием, Германом и Зосимой1 на Большом Соловецком острове в Белом море.

  Поначалу новгородские власти и промысловики пытались выжить иноков с острова, считая его территорию своей собственностью. Однако монахи удержались на Соловках и, более того, добились от Новгорода грамоты с печатями архиепископа Ионы и пяти новгородских купцов, заявляющей, что монастырь владеет Соловецкими островами "в веки". Впоследствии это право монастыря подтверждалось и московскими великими князьями.

  Расцвет монастырского хозяйства начался в сер. XVI в. при игумене Филиппе (Колычеве), будущем митрополите Московском. В монастыре развернулось каменное строительство. В 1552-1557 гг. сооружена Успенская трапезная церковь (площадь трапезной палаты немногим уступает Грановитой палате Московского Кремля), в 1558-1566 гг. - грандиозный пятиглавый Преображенский собор, в 1596-1601 гг. - надвратная церковь Благовещения. Построены кирпичный завод, водопровод и водяные мельницы 50 озер соединены каналами со Святым озером, расположенным подле обители. На Большом Заяцком острове сооружена каменная пристань. Развивались соляные, морские, рыбные, зверобойные и другие промыслы.

  Для защиты монастыря в кон. 1570-х гг. срублен деревянный острог, который уже через несколько лет заменила каменная крепость, выстроенная вологодским "городовым мастером" Иваном Михайловым и соловецким иноком Трифоном. Владея огромными территориями, монастырь организовал их надежную вооруженную охрану.

  Процветанию Соловецкого монастыря содействовала поддержка московских царей, видевших в нем форпост колонизации Севера. В XVII в., в период проведения церковной реформы, иноки Соловецкого монастыря отказались принять новую веру. Царь Алексей Михайлович послал против мятежных монахов отряд стрельцов, однако монахи закрыли перед ними ворота монастыря. Более восьми лет, с 1669 по 1676 гг., длилась осада монастыря, получившая название "Соловецкое сидение". Мятеж монахов тяжело сказался на положении Соловецкого монастыря. На государя были отписаны монастырские села, солеварни, пришли в упадок промыслы.

автор статьи В. Карев



в раздел



КОММЕНТАРИИ

1 САВВАТИЙ, ЗОСИМА И ГЕРМАН СОЛОВЕЦКИЕ - основатели Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, православные святые.
 Савватий (?-27.09.1435 г.) был монахом Кирилло-Белозерского монастыря, учеником Кирилла Белозерского и долгое время находился в числе братии основанного им монастыря. После смерти учителя Савватий ушел в Спасо-Преображенский монастырь на Валааме, а затем, будучи уже в преклонных летах, дальше на север, мечтая добраться до необитаемых Соловецких островов. На берегу реки Выг он встретил молодого монаха Германа (?-30.07.1479 г.), уроженца Тотьмы. Герман, однажды уже побывавший на Соловках с рыбаками, захотел присоединиться к старцу. На утлом суденышке подвижники достигли пустынного берега Большого Соловецкого острова, где прожили в непрестанных молитвах и тяжелых трудах несколько лет. В 1435 г., в то время как Герман был в отлучке, Савватий, почувствовав приближение смерти, сумел сам добраться до материка, причастился и принял кончину у устья реки Выга. В 1465 г. его мощи были перенесены на Соловки.
 Вскоре после смерти Савватия Герман нашел себе нового сопостника - Зосиму (?-17.04.1478 г.). Зосима вырос в Прионежье в семье богатого новгородца. После смерти отца и ухода в монастырь матери он раздал имущество бедным и отправился с Германом на Соловки. Весть о двух отшельниках постепенно распространилась в Поморье, и к ним начали стекаться ученики. Так было положено начало Соловецкому монастырю. Со временем, уступив просьбам братии, Зосима стал игуменом монастыря. Подвижническая жизнь Зосимы получила известность далеко за пределами Соловков, и сразу же после его кончины началось местное почитание святого.
 Герман, прожив после кончины Зосимы еще несколько месяцев, успел продиктовать все, что помнил о Савватии и Зосиме. Записки, сделанные с его слов, легли в основание Жития свв. Зосимы и Савватия, самый ранний сохранившийся вариант которого был создан в 1503 г.
 Общецерковная канонизация Зосимы и Савватия состоялась в 1547 г. В 1692 г. произошла местная канонизация преподобного Германа. С 1992 г. его память стала отмечаться наравне с памятью Зосимы и Савватия.
 Дни памяти: 8(21) августа, а также 9(22) августа - в составе Собора Соловецких святых. Кроме того, установлены отдельные празднования: Савватию - 27 сентября (10 октября), Зосиме - 17 (30) апреля, Герману - 30 июля (12 августа).


Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь


ПОДЕЛИТЬСЯ