Ал-Бируни: Памятники минувших поколений

  Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни родился в 973 г. в пригороде столицы Хорезма Кят (называемой часто просто Хорезмом), его нисба означает «человек из предместья». Ал-Бируни получил хорошее образование и пользовался поддержкой местных меценатов. Вследствие правительственных переворотов в Хорезме он был вынужден покинуть родину и обосноваться при дворе эмира Джурджана (Гургана). Около 1010 г. он вернулся, однако после подчинения Хорезма тюркскому правителю Махмуду ад-Даула (997-1030) ал-Бируни в 1017 г. заставили переехать вслед за Махмудом в тогдашнюю столицу Афганистана, город Газну. Несколько лет, с разрешения Махмуда, ал-Бируни провел в Индии. Умер в Газне в 1048 г.

  Ал-Бируни принадлежат крупнейшие труды: «Памятники минувших поколений«, «Индия«, «Канон Мас’уда» (Мас’уд — преемник Махмуда Газневи, 1030-1041), «Минералогия«, «Фармакогнозия» и др. В настоящем издании приведены фрагменты из книг ал-Бируни «Памятники минувшим поколениям» («Следы, оставшиеся от прошлых поколений») или, как ее иногда еще называют, «Хронология» («Асар ал-бакийа ‘ани-л-курун ал-халийа»), «Канон Мас’уда» («Масудовские таблицы по астрономии и звездам») («Ал-Канун ал-Мас’уди фи-л-хай’ат ва-н-нуджум»), «Книга вразумления начаткам науки о звездах» («Обучение началам искусства астрологии») («Китаб ат-тафхим ли ава’или сина’ат ат-танджим»). В этих сочинениях уделяется внимание восточноевропейским территориям, народам и водным пространствам.

  Издания и переводы:

Памятники минувших поколениий: Chronologie orientalischer Volker von Alberuni / Hrsg. Von Dr. E. Sachau. Leipzig, 1878; Chronology of ancient nations, an english version of the arabic text of the Athar ul-Bakiya of Albiruni or «Vestiges of the past» collected and reduced to writing by the author in A. H. 390-391/A. D. 1000 / Transl. and ed. with notes and index by E. Sachau. London, 1879; Аль-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Памятники минувших поколений // Абу-р-Райхан алъ-Бируни. Избр. произведения / Пер. и примеч. М. Салье. Ташкент, 1958. Т. I.

Канон Мас’уда: Abu Rayhan b. Ahmad al-Biruni (d. 440 A. H./1048 A. D.). Al-Qanunu’l-Mas’udi (Canon Masudicus, an encyclopaedia of astronomical sciences) / M. Nizamu’ d-Din. Hyderabad, 1954-1956. Vol. I—III; A6y-p-Райхан ал-Быруны. Канон Mac4уда // Абу-р-Райхан ал-Бируни. Избр. произведения / Вступит, статья, пер. и примеч. П.Г. Булгакова и Б.А. Розенфельда. Ташкент, 1976. Т. V. Ч. 1.

Книга вразумления начаткам науки о звездах: The Book of Instruction in the Elements of the Art of Astronomy by Abu’l-Rayhan Muhammad Ibn Ahmad al-Biruni, written in Gazna, 1029 A. D. / Reproduced from Brit. Mus. Ms. Or. 8349 / The Translation facing the Text by R. R. Write. London, 1934; Ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Книга вразумления начаткам науки о звездах // Ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Избр. произведения / Вступит, статья, пер. и примеч. А. Ах-медова и Б. А. Розенфельда. М., 1975. Т. VI.

Минералогия: Ал-Бируни. Минералогия. М.; Л., 1963.

  Перевод фрагментов: Гараева 2006а.

  Литература: Wiedemann 1922; Zeki Validi Togan 1936; Zeki Validi Togan 1937; Krause 1940; Бируни 1950; Крачковский 1957. С. 245-263; Гараева 2006а.

ПАМЯТНИКИ МИНУВШИХ ПОКОЛЕНИЙ

Разряды царей Прозвища царей этих разрядов
Цари славян Кназ1

(Перевод М.А. Салье по: Бируни 1958. С. 112)

 

КНИГА ВРАЗУМЛЕНИЯ НАЧАТКАМ
НАУКИ О ЗВЕЗДАХ

  Море, которое находится на западе обитаемой части Земли у берегов Танжера2 и Андалусии, называется Окружающим морем, которое греки называли Океаном. В него не углубляются, а плавают только около берега: от Андалусии оно простирается к северу от этих стран вдоль страны славян. На севере страны славян от него отходит большой залив вблизи страны булгар-мусульман3, этот залив известен под названием Варяжского моря4; варяги — это народ, живущий на его берегу. За страной булгар-мусульман море поворачивает на восток, и между его берегом и краем страны тюрок расположены земли и горы — неизвестные, пустынные, непроходимые. (…) В середине обитаемой части Земли в стране славян и русов находится море, известное у греков под названием Понт. У нас оно известно под названием моря Трапезунда, так как это гавань на его берегу. Из этого моря выходит пролив, проходящий у стен Константинополя5 (…).

(Перевод А. Ахмедова и Б.А. Розенфельда по:
Бируни 1975. С. 100-101)

 

  Что касается шестого климата6, то он начинается в местах кочевий восточных тюрков кай и кун7, киргизов8, кимаков, токуз-огузов, (проходит) через страну туркмен9 и фарабов10, через город хазар11 и северную часть их моря12, через [страну] алан [и асов13], между этим морем и морем Трапезунда14 (…) и заканчивается в западном Океане.

  Что касается седьмого климата, то в нем мало обработанных земель. В его восточной части находятся только лесные чащи и горы башкир15, область печенегов16, (климат проходит) через города Сувар17 и Булгар18, и земли русов19, славян, булгар [и мадьяр20] и заканчивается в Окружающем море21.

  За этим климатом обитают немногие народы — ису22, варанки23, йу-ра24 и подобные им.

(Перевод А. Ахмедова и Б.А. Розенфельда по:
Бируни 1975. С. 115-116)

 

КАНОН МАС’УДА

  …Море Понт Армянский, [неосновательно] называемое там Хазарским. Вокруг него [живут] армяне, племена тюрков, русы и славяне. От него ответвляется залив, называемый Константинопольским, потому что этот [город] — на его западном берегу; за этим городом он впадает в море Румов… Это море на западе впадает в Океан.

(Перевод Б.А. Розенфельда, А. Ахмедова и др. по:
Бируни 1976. С. 437-438)

Название мест, расположенных в климатах
Долгота
Широта
Области и государства
градусы25
минуты
градусы
минуты
Из того, что в седьмом климате
(унгра)26
58
0
48
20
Города Сувар и Булгар на великой Реке русов и славян27, а между ними — один день пути
70
0
49
30
Славяне (ас-сакалиба)
Из того, что за седьмым климатом
Страна [народа] ису, с которой торгуют булгары
69
0
55
0
Чащобы [народа] йуры, а они — дикие, торгуют, не показываясь
69
0
67
30
Славяне (ас-сакалиба)

(Перевод
Б.А. Розенфельда, А. Ахмедова и др. по:
Бируни 1976. С. 473)

 

Ал-Бируни: Памятники минувших поколений

Дата публикации: 13.03.2019 г.

 

в раздел

 

КОММЕНТАРИИ

1
Так, несомненно, следует читать комбинацию букв, переданную в печатном тексте оригинала в виде: к.б.а.р. (В рукописях даны лишь очертания букв, без диакритических точек). В арабском алфавите буквы «б» и «н», а также «р» и «з» различаются только диакритическими точками (примеч. 1. С. 437. Автор примечания — М. Салье). Следует отметить, что Ибн Хордадбех дает идентичную информацию, там название правителя славян тоже искажено.

2
Город на берегу Гибралтарского пролива (в совр. Марокко).

3
Волжская Булгария, жители которой приняли ислам в X в.

4
Варяжское море (море варанков) — Балтийское, возможно, и Северное. Близость Волжской Булгарии и северных водных бассейнов преувеличена.

5
Пролив Босфор.

6
Описание климатов по типу восходит к ал-Фаргани, однако реалии иные.

7
Среди исследователей нет единого мнения по идентификации тюрков кай и кун.

8
С IV в. н.э. тюркоязычные киргизы населяли Хакасско-Минусинскую котловину; на Енисее произошло их слияние с иноязычным народом, именовавшимся в китайских источниках динлинами, вследствие чего киргизы стали смешанным по антропологическому типу народом, сочетающим признаки европеоидной и монголоидной рас. Киргизы создали большое государственное объединение, раскинувшееся в период расцвета от Байкала до Иртыша, Алтая и Саянских гор, в VI в. имевшее политические отношения с Византией, в VIII—IX вв. наладившее торговые связи со странами Средней Азии, Халифатом. Со временем размеры государства сократились: уйгуры и кидани оттеснили киргизов снова за Енисей, но государство их в VIII—IX вв. укрепилось и просуществовало вплоть до монголо-татарского завоевания (Бартольд 1963г. С. 470-510; ИТ. Т. I).

9
Туркмены — тюркская народность в Средней Азии, упомянутая китайскими источниками в VIII в.; арабские источники употребляют термин с XI в. (Бартольд 2002д. С. 572-573).

10
Фарабы — ? Фараб — область недалеко от впадения в Сырдарью реки Арыс, с центром в городе Отрар (Бартольд 2002в. С. 404).

11
Судя по тому, что ниже упоминается северная часть моря Хазар, т.е. Каспийского, речь идет об Итиле — столице Хазарии до середины 60-х годов X в., когда Итиль был захвачен и разгромлен русским князем Святославом. Не исключено, что во времена ал-Бируни частично восстановленный Итиль еще считался хазарским городом, хотя власть в Нижнем Поволжье постепенно переходила к Волжской Булгарии (Новосельцев 1990. С. 219-231).

12
Северная часть моря Хазар (Каспийского) — области нижнего Поволжья — принадлежала хазарам до XI в.

13
В квадратных скобках вставлено слово, неясное для переводчика. Древнерусские источники асами (ясами) называли алан, которых ал-Бируни упомянул выше.

14
Одно из наименований Черного моря в арабской литературе по названию города и порта на юго-западном побережье.

15
Башкиры (араб, басджирт, башджарт, башгурд и др.) — народ тюркского происхождения, живший в лесистой части южного Предуралья (по-видимому, близость Уральских гор отмечена и ал-Бируни). Ряд арабских авторов применял термин «басджирт» и в отношении венгров, откочевавших, под натиском печенегов, западнее (Бартольд 2002а. С. 494-495). Учитывая, что ал-Бируни упоминает и мадьяр, здесь имеются в виду действительно башкиры.

16
Печенеги (араб, баджнак, баджанак) — тюркский народ, живший в степях Приаралья. Во второй половине ЕХ в. передвинутся на запад и столкнулся с кочевавшими в степях Южного Приуралья мадьярами, которые вынуждены были отодвигаться под натиском печенегов все далее на запад. Идущие вслед за ними печенеги ненадолго осели в степях Приуралья и Поволжья, однако, после сговора с Хазарией, их вытеснили оттуда огузы (торки русских летописей). В столкновениях с мадьярами и населением Древней Руси печенеги дошли до степей Северного Причерноморья (Плетнева 1990. С. 9-25; Петрухин, Раевский 1998. С. 206-207).

17
Сувар — крупный город Волжской Булгарии, упоминаемый в ряде восточных источников. Городище Сувара, как расследовали археологи, находилось неподалеку от с. Кузнечиха Спасского р-на Татарстана, на р. Утка (Хузин 1997. С. 63-66).

18
Булгар — столица Волжской Булгарии, о которой упоминают начиная с X в. арабо-персидские источники. Часть историков и археологов полагала, что с начала X и в XI веках столицей государства был город, соответствовавший одноименному городищу в 30 км южнее устья Камы и в 6 км от Волги, ныне частично попавшему на дно современного водохранилища, в XII—XIII вв. же столицей был город Биляр. Другие исследователи считали, что с X в. до монгольского нашествия роль столицы играл Биляр, городище которого располагается возле с. Билярска Алексеевского р-на Татарстана на р. М. Черемшан (историографию см.: Хузин 1997. С. 14-17, 51-63).

19
Земли русов, по данным многих восточных источников, соседствовали с Волжской Булгарией, что и отразилось в информации ал-Бируни.

20
Мадьяры — угроязычный народ, происхождением из зауральских областей, прикочевавший, под натиском печенегов, в восточноевропейские степи, через земли Древней Руси, территории Северного Причерноморья, в Подунавье и далее, пока в конце IX в. они не осели на Карпатах, в Паннонии, где и образовалось государство Венгрия. Мадьяры — самоназвание этого народа, отразившееся в арабских источниках в форме маджгарийа и в византийских — в форме мегери, хотя византийцы именовали мадьяр еще и турками. В русских источниках народ назывался угры, в западноевропейских — венгры; оба имени восходят к гуннско-болгарскому названию племенного союза оногур, в который входили также тюркские племена (Константин. С. 163, 395; Петрухин, Раевский 1998. С. 207).

21
Окружающее море — вслед за античными авторами арабские географы считали, что Земля находится посреди водного пространства — Укийануса, или Океана. В данном случае, как и у некоторых других авторов, Океаном называлась Атлантика.

22
Ису (у других авторов — вису) — белозерская весь или заволочская чудь (Заходер 1967. С. 59-67).

23
Скандинавы. Форма этнонима у арабских авторов имеет сходство с византийской (барангой) или русской (варяги).

24
Народ югра, упоминаемый в русских летописях и живший до XI в. на территории от реки Печора до северо-западных склонов Урала. Был известен торговлей с весью, булгарами и русами особо ценными породами пушнины в обмен на металл и серебро, которое служило культовым целям (Заходер 1967. С. 59-67).

25
Переводчики оставили арабский термин: заманы, т.е. градусы в широтных измерениях.

26
Переводчики поставили знак вопроса: унгра?, оставив слово без пояснения. Возможно, подразумевалась часть венгров (мадьяр), оставшаяся в Заволжье после переселения основной массы в Паннонию.

27
Имеется в виду Волга.

 

АЛ-БИРУНИ

 

Лого www.rushrono.ru

Поделиться: