Брачный обряд

Брачный обряд

Свадебная песня

Не было ветру, вдруг навенуло,

Не было гостей – вдруг наехало:

Полон двор, полна горница;

Наступили на новые сени –

Обломили сени новые,

Раздавили чару золоту,

Упустили соловья из саду.

Восплакалась свет Марьюшка:

"Свет-то мои сени новые!

Свет-то моя чара золота!

Свет-то мой соловей из саду!

Кто ж меня рано будить станет?

Рано будить, поздно утешать?"

"Да я у тебя соловей на руке,

Я у тебя, Иван Васильевич!

Я тебя стану рано будить,

Я тебя стану поздно утешать!"


  Брачный обряд. Издревле на Руси выбор жениха и невесты считался священнодействием, предопределением богов. Поэтому и обращались в любовных заговорах к повелителям земных и небесных стихий: "Встану я при свете месяца ясного, до восхода солнышка красного, в чистом поле на запад хребтом, на восток лицом, позрю-посмотрю на ясное небо. Как со ясна неба летит огненная стрела, той стреле помолюсь-покорюсь и спрошу ее:

  - Куда полетела, огненная стрела?

  - В темные леса, во болота зыбучие, во сырое коренье.

  - О ты, огненная стрела! Воротись и полетай, куда я тебя пошлю. Есть на святой Руси красна девица Василиса. Полетай ей в ретивое сердце, в черную печень, в горячую кровь, в становую жилу, в сахарные уста, в ясные очи, в черные брови, чтобы она тосковала-горевала весь день – при солнце, на утренней заре, при младом месяце, на ветре-холоде, на прибылых днях и на избылых днях, отныне и довеку!"

  Врачующиеся назывались сужеными, ибо союз (от слова "узы" – они были скованы совместными цепями брака, символом которого были обручальные кольца) их зависел от божьего суда. Но божий суд – это еще и испытание огнем, водой и оружием при сомнительных, спорных делах. Огонь, вода и оружие (боевые стрелы) присутствовали и в брачном обряде.

  Молодые, заключавшие любовный союз, должны были трижды обойти на капище вокруг жертвенного огня. Отныне огонь любви должен был гореть в их сердцах. Затем их обливали водою из жертвенного родника: подобно тому как Отец-небо изливает на Мать Сыру Землю свои животворные струи. Особенную роль играли в брачном обряде стрелы. Не зря ведь в сказке "Царевна-лягушка" царь велит своим сыновьям взять по стреле и пустить в разные концы света: где стрела упадет, там и невесту себе найдешь. Стрелою разделяли девичьи распущенные волосы, прежде чем заплести бабью косу. Стрелы водружали в сеннике по углам над головою молодых в первую брачную ночь. На них вешали собольи и куньи меха – как символ богатства. И стрелой же снимали поутру покров с молодой, дабы удостовериться, что до свадьбы она хранила целомудрие.

  Свадьбы обычно начинались с 1 сентября, а чаще справлялись с 1 октября. В христианские времена закончить их старались до 15/28 ноября, до начала Рождественского поста. После Святок снова начинались свадебные недели, но они прекращались на Масленицу, Великий пост и Пасхальную неделю. Впрочем, Красная горка считалась исключением – ведь впереди май, когда жениться – всю жизнь маяться, а потом страда – не до свадеб…


"Русские легенды и предания"

Дата публикации:

назад      в оглавление      вперед

Брачный обряд



Лого www.rushrono.ru






Поделиться: