Битва за Ситку 1802-1804 гг. 1804 год: Проблема белого флага

  В ходе описания событий 1804 г. нередко упоминаются переговоры, которые по различным поводам велись между русскими и тлинкитами. В связи с этим возникает проблема использования сторонами символики белого флага. В индейских преданиях постоянно утверждается, что тлинкиты не понимали значения белого флага как знака перемирия. Поднимая его, они вовсе не выражали готовности к сдаче или к переговорам, а просто повторяли жест своих противников: «Если бы русские подняли красный флаг или корзину, то индейцы не нашли бы ничего лучшего, как поднять в ответ такой же флаг или предмет». Это непонимание даже называется причиной бегства тлинкитов из крепости. Якобы одна из переводчиц, «самодеятельная посредница» Даалт Нейх (Daalth Neix), заявила, что белый флаг над русским судном означает, что тлинкиты будут вычищены из крепости, как тающий снег. Это напугало индейцев, и они решили покинуть свое убежище посуху и тайком.

Тлинкитский боевой шлем  Тлинкитский боевой шлем из коллекции Ю.Ф. Лисянского Фотография и рисунок. Ю.Ф. Лисянского (СПб., МАЭ)

  Но на самом деле к началу XIX в. тлинкиты уже достаточно были знакомы с символикой белого флага. Лаперуз, Портлок, Бересфорд, Колнетт и Маласпина, говоря о знаках мира, используемых тлинкитами, называют белые перья, птичьи хвосты и шкуры, выставлявшиеся на шестах. В 1794 г. Дж. Ванкувер описывал, как к англичанам приблизилось каноэ, в котором стоял вождь, выщипывая белые перья из орлиного огузка и подбрасывая их в воздух. В другом случае он упоминает, как индейцы положили на скалы длинную связку белой шерсти в виде дополнительного знака мира. Заложники мира (quwakan) носили в волосах по два белых пера. Согласно описанию Дж. Эммонса, прибывающая на мирные переговоры делегация украшала свое каноэ белыми флагами или белыми перьями.

Боевая маска-забрало  Боевая маска-забрало (СПб., МАЭ)

  Все это находит подтверждение и у Ю.Ф. Лисянского, который сообщает, что практически всегда поднимал белый флаг в ответ на аналогичный жест тлинкитов, а сами тлинкиты отвечали на подъем белого флага мирными действиями. Так, 30 сентября, когда тлинкитская делегация явилась для переговоров к Ново-Архангельску, «как на нашей, так и на неприятельской крепости развевал белый флаг». 1 октября, когда «Нева» приблизилась к Шис’ки-Ну, «тотчас по прибытии нашем ситкинцы подняли белой флаг; мы отвечали им тем же и ожидали переговору с час». 3 октября ситкинцы «выставили на крепости белой флаг и начали присылать аманатов». Утром 6 октября, «подняв белой флаг на корабле, мы спрашивали, готовы ли ситкинцы выезжать из крепости? Но получили в ответ, что ожидают прибылой воды».

  Таким образом, в данном случае следует признать сведения индейских преданий недостоверными, хотя, возможно, истолкование, данное белому флагу Даалт Нейх, действительно имело место.

автор статьи А.В. Зорин
книга серии «Ратное дело» (2016)

 

назад      в оглавление      вперед

 

Битва за Ситку 1802-1804 гг.

 

Поделиться: