История России

в датах



Андрей Рублёв


Андрей Рублёв  АНДРЕЙ РУБЛЁВ (1370-1430 гг.) - иконописец, православный святой.

  Впервые имя Андрея Рублева упоминается в летописи под 1405 г.: вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца он расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.

  Согласно "Сказанию о святых иконописцах" (XVII в.), Андрей Рублев жил в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392). Вероятно, здесь он был пострижен в монахи (по другой версии - в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408 г. вместе с Даниилом Черным Андрей расписал Успенский собор во Владимире.

  В 1420-х гг., по свидетельству "Жития Сергия Радонежского" (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и "Жития Никона" - источников 1430-1450-х гг., - оба мастера расписали церковь св. Троицы в Троице-Сергиевом монастыре, построенную в 1423-1424 гг. над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной. После смерти Даниила Андрей Рублев вернулся в Андроников монастырь, где ок. 1426-1428 гг. исполнил свою последнюю работу - роспись церкви Спаса.

  Из произведений Андрея Рублева сохранились фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона "Троица" (1425-1427 гг., по другим данным - 1411 г.) из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо, как установлено новейшими исследованиями, принадлежат не Андрею Рублеву, а членам артели, возглавляемой Даниилом Черным и Андреем Рублевым (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря).

  Андрею Рублеву приписывают также следующие произведения, о которых нет исторических свидетельств:
1) некоторые миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово, нач. XV в.;
2) две иконы из Деисуса и семь икон из Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля;
3) Звенигородский чин: три иконы (Христос, архангел Михаил и апостол Павел) из Деисуса, состоявшего, по меньшей мере, из семи икон, нач. XV в.;
4) икона Богоматери из Успенского собора во Владимире, ок. 1408 (сейчас в музее г. Владимира);
5) три иконы из Деисуса (Христос, Иоанн Предтеча и апостол Павел) и одна икона из праздничного ряда ("Вознесение") из иконостаса Успенского собора во Владимире, 1408;
6) фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) с изображениями Флора, Лавра, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и явившегося ему ангела в монашеской схиме;
7) фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре около Звенигорода, 1415-1420 гг., с изображением преподобных отшельников Антония Великого и Павла Фивейского;
8) несколько икон из Деисуса Троицкого собора Троицкого монастыря и одна из его Праздничного ряда ("Крещение"), ок. 1428 г.;
9) маленькая иконка "Спас в силах" нач. XV в. (Государственная Третьяковская галерея).

  Несомненно принадлежащими Андрею Рублеву можно считать только миниатюры Евангелия Хитрово, Звенигородский чин и икону Богоматерь "Умиление" из Владимира, а также фрески в Успенском соборе на Городке.

  В творчестве Андрея Рублева сочетаются традиции византийского искусства XIV в., а также живописи московской школы XIV в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающейся на традиции владимиро-суздальской живописи XII - нач. XIII вв.

  Образы Андрея Рублева выполнены по канонам византийского искусства кон. XIV - 1-й трети XV вв., но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением. Лики святых и ангелов - с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные. Композиция, ритмы, формы, воплощенные в ясности, гармонии, пластическом совершенстве, у Андрея Рублева столь же безупречны, как у греческих мастеров.

  Писание икон для Андрея Рублева - это монашеское послушание, оно сродни молитве, совершилось после длительного поста. В иконах и фресках Андрея Рублева мы находим глубочайшее проникновение в смысл и суть христианской веры.

  Присущая Андрею Рублеву созерцательная глубина восприятия определялась деятельностью Сергия Радонежского и его учеников, имеет своим истоком духовный подъем кон. XIV - нач. XV вв. Творчество Андрея Рублева определило расцвет национальной школы русской живописи XV в., оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия.

  Почитание Андрея Рублева началось уже в XV в. Постановлением Стоглавого собора (1551 г.) его работы объявлены обязательными образцами для иконописцев.

  Реальные представления о творчестве Андрея Рублева появились после реставрационной расчистки его иконы "Троица" в 1904 г., но в полной мере - начиная с 1918, когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина. В 1988 г. Андрей Рублев причислен к лику святых. День памяти: 4 (17) июля.

автор статьи В. Карев



в раздел



Андрей Рублёв


ПОДЕЛИТЬСЯ