Оборотни, варкулаки, вовкулаки

  Оборотни, у болгар варколаки, или полтеники, у малороссов вовкулаки, в России в некоторых местностях бука, у греков υχνάγτθατοι, вообще возникли со времен язычества, а со времени введения христианства вступили в область демонологии и сейчас существуют у всех европейских народов самые многочисленные разнообразные сказки об этих баснословных существах. Оборотней вообще некоторые изображают какими-то чудищами, так, например, у греков оборотнем воображают тощего колдуна, с головою осла и хвостом обезьяны1. У них верят, что в мрачные зимние ночи оборотни, особливо со дня Рождества Христова до Богоявления, шляются повсюду и пугают людей. Онокентавры, похожие на черных альфов, по мнению датчан, норвежцев и шведов. Нечистые твари эти, по мнению простого народа, не что иное, как жиды- ослопоклонники, ищущие Мессии с тем, чтобы убить его еще в колыбели. После водоосвящения воздух очищается от этих чудищ, причем они мгновенно исчезают.

  У нас, как мы ранее сказали, это проклятые или некрещеные дети, наконец, ведьмы, принимают разные вещественные виды по желанию; но рассказываются, что колдуны могут обращать и других в волков.

  По народным сказаниям, таких превращений бывает нередко. Верят и таким сказкам, что будто бы целые свадебные поезда превращаются в волков. Давно говорят, что Мария Мнишек будто бы превратилась в сороку; но если верить в такие превращения, то все же лучше иносказательно. Так, например, если верить, что человек превращается в волка, то значит, что он изменяется своим нравом, приобретает жадность, злобу и превращается в дерзкого хищника.

  В народе говорят так: каждый оборотень, превращенный обаянием колдуна в волка, имеет полное сознание, что он человек, и не пользуется инстинктами животного, кроме одной внешности. Притом говорят, что оборотню очень легко возвратить настоящий человеческий вид, если только надеть на него снятый с себя пояс, на котором должны быть сделаны узлы, при навязывании которых нужно сказать каждый раз: «Господи помилуй». Говорят, будто бы при этом шкура спадает и перед избавителем является человек.

  Но вот в чем задача: кому пожелается сделать такой опыт! Это так же мудрено, как злодея возвратить на путь добродетели.

"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"

Дата публикации:

назад      в оглавление      вперед

М. Забылин. Русский народ

Оборотни, варкулаки, вовкулаки



Лого www.rushrono.ru






КОММЕНТАРИИ

1
Ср. Taciti. Hist. V. 3, 4.

Поделиться: