История России

в датах



Радоница


  Во многих славянских и германских землях до сих пор сохранились следы праздников в честь мертвых: в Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии и Польше во время язычества народ хаживал на кладбища 1 марта, в час рассвета и там приносил жертвы усопшим. На кладбищах, которые в Псковской и Тверской губерниях называются буями и буивицами, доныне в Святки делают гадания.

  Празднование Семика приходилось в тот же день, когда по прежнему обычаю погребали умерших и поминали убогих на скудельницах или убогих домах.

  «В Троицкую субботу», как видно из Стоглава, «сходились мужи и жены на жальники1, то есть на кладбища, и плакали на могилах с великим кричанием, и когда станут играть скоморохи гудочники, то они перестанут плакать и начнут скакать, плясать и в ладони бить на тех жальниках».

  С исключением последнего, подобный обряд соблюдается и доныне в Смоленской губернии. Олай Великий и другие описывают старинные обряды перед наступлением Великого Поста в Мертвое воскресение – изгнание зимы или смерти, кои встречаются у славянских и германских народов, а в Польше известны под именем Моржаны.

  В это же время франки совершали подобное же торжество в память усопших, соединенное с мимическими представлениями и песнопениями.

  Радоницу справляют в России во вторник Фоминой недели, как у белорусов, так и у великорусов. В Рязанской губернии она называется наской и навий день, что сходно с литовским словом «navie» – мертвец, так как в этот день собираются на кладбище поминать умерших.

  Местом заупокойного пира у литовцев было или самое кладбище, или дом близ него.

  В России в Радоницу приносят на кладбище лепешек, пирогов, крашеных яиц, вина и поминают покойников. Простые женщины причитают и плачут. Потом, оставив на могиле в половину очищенных два-три красных яйца и пирога кусок или другого чего-нибудь на долю покойника, уходят. Класть яйца на могилу было в обычае римлян, у которых было глубокое уважение к памяти усопших.

  Сербская Zadusnice (Задушница) вполне соответствует нашей Радонице.

  В Малороссии Радоница (гробки) сопровождается причитанием на могилках, потом пиршеством и катанием яиц; в заключение на могилку льют водку или вино из рюмок. Там Радоница называется «гробками», и это могильное торжество происходит с утра понедельника до вечера среды. Катанье яиц там происходит до самого Юрьева дня.

  В Галицких местностях и Тверской губернии в Фомину неделю, называемую Радоницами, гуляет народ после полуночи и до света, распевая под окнами: «Юница, молодица, подай яйцо в перепечу!»

  Тогда подают парням вино, пиво, ладышки, а девкам пряники и красные яйца. Этот Юнец, или Вьюнец, упоминается в 25 вопросе Стоглава: «…и на Радонице Вьюнец, и всяко в них бесование».

  Присутствовавшие в Радоницы на могилах скоморохи при поминовении происходят от скоморохов или скомахов, народа хищнического и бродяжнического, жившего на нижнем Дунае в V и VI веке, по мнению Шаффарика. Вероятно, скоморохи были более ничего, как бездомовые бродяги, вроде наших цыган, бродили из села в село, из деревни в деревню, где поплясать, где попеть, где украсть, от чего и получили такое незавидное название.

  Радоница, Радуница в посаде Парфенове, в волостях Ширской, Петрусовской, Салтановской называется Усопшая Радованица.

  Поутру, подобно русским, пермячки хозяйки красят яйца в Радоницу, называемую у них Радольницей. Тут же пекут пироги с рыбой, блины, солянки, оладьи, разные мяса и проч. От обедов по-праздничному часть всего приготовленного они приносят в церковь, где служат панихиды и обедни по умершим родителям и близким родственникам, потом возвращаются домой. В этот день в церковь ходят далеко не из всех домов, и только особенно набожные и зажиточные. Принесенные в церковь яства поступают: лучшие – церковнослужителям, а прочие – нищим. Кроме поминок, у пермяков Радольница ничем не отличается от обыкновенного рабочего дня2.

  В Чухломском и Кологривском уездах, Костромской губернии, Радованицами называется Фомино Воскресенье. В этот день окликают молодых новобрачных следующейпесней:

О Лелю молодая, о Лелю,
Ты вьюная, о Лелю,
Ты по горнице пройди, о Лелю,
Покажи свое лицо, о Лелю,
Да в окошечко, о Лелю,
Своево-то вьюнца, о Лелю,
Да пожалуй-ка яичко, о Лелю,
Еще красненькое, о Лелю,
Что на красном блюде, о Лелю,
И при добрых людях, о Лелю.

  Или молодому.

Ты вставай-ка, молодец,
Ты вставай, наш вьюнец!
Ты расчесывай кудри
Костяным гребешком,
Уж ты выгляни в окошко
Косящетое!
Тебе песню споем,
Тебе честь создаем,
Награди-ко нас подарком
Сладким пряничком,
Белым сахарным.

"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"

Дата публикации:



назад      в оглавление      вперед



М. Забылин. Русский народ





Радоница


Лого www.rushrono.ru




КОММЕНТАРИИ

1 От глагола «жалеть», жаль.

2 Пермский вестник. Кн. II. 1860. С. 29. Отд. II.


ПОДЕЛИТЬСЯ