История России

в датах

ФИЛОСТОРГИЙ

  В историко-культурном контексте эпохи немаловажное значение имели церковные истории авторов неортодоксального исповедания — приверженцев арианства, несторианства, монофиситства. Сложность их изучения связана с фрагментарностью дошедших до нас текстов, сохранившихся порой лишь в тенденциозных переложениях православных богословов, историков и полемистов.

  Это с полным основанием относится к Филосторгию (ок. 368-440), эксцерпты "Церковной истории" которого сохранились в изложении Фотия, у Иоанна Дамаскина, в Житии Константина и др. Выходец из малоазийской Каппадокии, он исповедовал евномианство — радикальное направление арианства, считавшее Христа подобным Отцу, но не единосущным и не равным Богу. С самим Евномием Филосторгий встретился уже в Константинополе, куда перебрался для получения образования. Письма Евномия Филосторгий включил в текст "Церковной истории". Много путешествовавший, он посетил святые места в Палестине, был в Антиохии, направился в Египет, побывав в его древнем культурном центре Александрии.

  Активный участник богословских диспутов, христологических дискуссий, Филосторгий стремился запечатлеть их в своем историографическом сочинении. Широта образования и личного опыта автора позволила включить в произведение многочисленные свидетельства о далеких землях Индии и Африки, их населении и природе; хорошо знакомый с античным наследием астрономии, географии, естественных наук, он делится и знаниями из этих областей. Но главное содержание "Церковной истории" Филосторгия составляет история евномианской Церкви, анализ христологического учения Ария и Евномия, полемика как с языческими представлениями, так и с никейскими догматами о единосущности, с оппонентом арианства — Афанасием Александрийским. Церковный оппозиционер, Филосторгий высказывает преимущественно критические суждения, часто резкие, и о правящих императорах от Константина и Феодосия до Аркадия и Юлиана. К обличению Юлиана Филосторгий специально обращается в "Мученичестве Артемия". Острая полемичность исторических воззрений автора, бескомпромиссность его конфессиональной позиции сказались и в его представлениях об историческом развитии, выдержанных в апокалиптических тонах. Жизнь гонимого еретика, оппозиционера, не согласного ни с официальной Церковью, ни с государством, давала для катастрофического мироощущения реальные основания.

  История Филосторгия состоит из 12 книг, и начальные буквы всех их, соединяемые последовательно в одно слово, образуют имя ее сочинителя (φιλοστóργιος). Свою историю, по его же словам, начинает он ссорой Ария с Александром, что представляет и причиной ереси; а доводит ее до восшествия на престол Валентиниана (364 г.), сына Плакиды и Константин, и до умерщвления тирана Иоанна. История его есть похвальное слово еретикам, а по отношению к православным она — более клевета и порицание, чем история.

  Филосторгий повествует о готах и других племенах Восточной Европы, сообщает о Рифейских горах (Урал), Меотийском озере (Азовское море), р. Танаис (Дон) и др.

  Издание: Philostorgius. Kirchengeschichte / Hrsg. v. J. Bidez, F. Winkelmann. Berlin, 1972; PG 65. Col. 460-637.

  Перевод: Сокращение "Церковной истории" Филосторгия, сделанное патриархом Фотием / Под ред. А.И. Цепкова // Георгий Пахимер. Патриарх Фотий. Рязань, 2004. С. 355-441 (имена переводчиков не указаны).

  Литература: Winkelmann 1976. Р. 180-181; Удальцова 1983. Т. 44. С. 3-17.

СОКРАЩЕНИЕ "ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ" ФИЛОСТОРГИЯ, СДЕЛАННОЕ ПАТРИАРХОМ ФОТИЕМ

  II. 5. Филосторгий сообщает также, что большое число заистрийских скифов (которых древние называли гетами, а ныне — готами), изгнанных из отчизны за благочестие, Ульфила1 уговорил на переселение в Римскую землю. Это племя некогда было обращено в христианскую веру следующим образом: в царствование Валериана2 и Галлиена3 несметное множество скифов переправилось через Истр и вступило в пределы Римской империи. Набег их потревожил значительную часть Европы, а оттуда уже они вторглись в Азию и заняли Галатию с Каппадокией. Там они захватили множество пленников, среди которых было немало клириков, и с большой добычей вернулись в родную землю. Пленники же сии были людьми праведными и, общаясь с варварами, немалое их число обратили к истинному благочестию, так что, просвещенные, они оставили язычество и перешли в христианскую веру.

  Из числа этих пленников были и предки Ульфилы, по происхождению каппадокийпы, проживавшие вблизи города Парнаса, в селении под названием Садаголфина. Именно Ульфила был вождем перешедших в христианство выходцев из Готии, а первым их епископом он стал таким вот образом: царь, правящий в то время готами, направил его вместе с другими послом к императору Константину (так как обитавшие в этих краях варварские племена повиновались императору), и там Евсевий и бывшие с ним епископы рукоположили его для христиан в Гетике. Ульфила проявлял великую заботу о них и во всем прочем: составил для них собственную азбуку и перевел на родной их язык все книги Священного Писания, за исключением книг Царств, так как они содержат описание войн. Народ же сей необычайно привержен войне и гораздо более нуждается в строгой узде, чтобы обуздать воинственный пыл, чем в шпорах, дабы возбудить оный. Книги эти и правда заключают в себе великую вдохновляющую силу, ибо весьма заслуживают почитания и души верующих побуждают к служению Богу.

  Итак, всех этих переселенцев император4 расселил в Мизии, где каждому было угодно; а сам Ульфила удостоился от него великих почестей настолько, что в разговоре император часто величал его "Моисеем нашего времени". Впрочем, (Филосторгий) слишком уж превозносит Ульфилу...

Готская библия  IX. 17. Обитавшие за Истром скифы были изгнаны из родных пределов напавшими на них гуннами5 и, выказав дружелюбные намерения, перешли под власть римлян. Гунны эти, очевидно, те самые, которых древние называли неврами6, жившие у подножия Рифейских гор7, откуда берет начало Танаис8, вливающий свои воды в Меотийское болото9. Итак, переправившись на римскую территорию, эти скифы поначалу вели себя с римлянами благоразумно, но вскоре принялись разбойничать, а затем и вовсе без объявления начали войну. Извещенный об этом Валент10 тотчас покинул Антиохию, пришел в Константинополь и оттуда направился во Фракию. Но там, вступив в сражение с варварами, понес большие потери и, наконец, вынужден был спасаться бегством. Со всех сторон окруженный опасностями, находясь в крайне затруднительном положении, он с немногочисленными соратниками укрылся в одном из полевых шалашей, хранившем сено. Тем временем варвары, преследуя римлян и предавая огню все встречавшиеся им на пути строения, подожгли и это, не ведая, что там находится император. Вот так Валент погиб, лишившись самой многолюдной и хорошо укрепленной части империи. А варвары тем временем под предводительством Фритигерна принялись беспрепятственно опустошать Фракию.

  XI. 8. Он говорит также, что из гуннов одни, овладев большей частью той Скифии, что за Истром, и опустошив ее, затем перешли через замерзшую реку, внезапно вторглись в римские владения, заняли всю Фракию и стали опустошать целую Европу. Другие же двинулись к восходу солнца; переправившись через реку Танаис, проникли в восточные области и через великую Армению вторглись в так называемую Мелитену11; потом оттуда устремились на Евфратисию, дошли до самой Килесирии12 и, промчавшись через Киликию, производили неслыханные человекоубийства... Кроме всего этого, еще и Требигальд, родом скиф, из тех, кого теперь называют готами, — ведь существует много разных племен этих скифов, — имея при себе войско из варваров и находясь в Наколии Фригийской13, будучи в звании комита, внезапно из друга сделался врагом римлян и, начав от самой Наколии, захватил много фригийских городов и произвел великое человекоубийство. Посланный против него военачальник Гайна, тоже варвар, намеренно упустил победу, поскольку сам замышлял против римлян нечто подобное. Потом Требигальд, как будто убегая от Гайны, вторгся в Писидию и Памфилию14 и опустошил их. Наконец, обескровленный прежде всего тяготами похода, а также нападением исавров15, он увел свое войско к Геллеспонту и, переправившись во Фракию, вскоре погиб.

(Перевод по изд. 2004 г. С. 364, 413, 422)


Филосторгий: Сокращение Церковной истории



в раздел




КОММЕНТАРИИ

1 Ульфила (311-383) был епископом готским, автором перевода Библии с греческого языка на готский.

2 Публий Лициний Валериан (ок. 193 - после 260), римский император с 253 по 259 гг. Соправителем сделал своего сына Галлиена. Потерпев поражение от персов, умер в темнице под арестом.

3 Публий Лициний Этнаций Галлиен (218-268) — сын и соправитель Валериана. Оборонял в 254-259 гг. Римскую империю от франков, аламанов, маркоманов, готов и др. После смерти отца стал самодержцем. Был убит в результате мятежа.

4 Константин I.

5 Народ, прикочевавший из Внутренней Азии, через южную часть Восточной Европы. Часть гуннов, вторгшись в Европу, разбила в 375 г. остготское государство на Дону. Наиболее известным правителем гуннов был Аттила. Гунны вытеснили готов.

6 Изначально — скифское племя в верховьях совр. Днепра и Припяти. Затем — одно из наименований гуннских племен.

7 По античным и византийским представлениям, горный массив на севере Восточной Европы, расположенный в широтном направлении.

8 Совр. р. Дон.

9 Совр. Азовское море.

10 Флавий Валент (328-378) — римский император с 364 г. В 367-369 гг. победил готов в Нижнем Подунавье. В 377 г. вестготы подняли восстание, в ходе которого Валент был убит.

11 Город в Малой Азии.

12 Область, примыкающая к Сирии.

13 В Малой Азии.

14 Области в Малой Азии: Писидия севернее, Памфилия южнее.

15 Племена, обитавшие в южных отрогах малоазийского Тавра. В 498 г. окончательно побеждены и частично переселены византийцами.


ФИЛОСТОРГИЙ