Иосифляне

Иосифляне  "ИОСИФЛЯНЕ" — последователи церковно-политического учения, созданного Иосифом Волоцким1.

  Иосифлянство сформировалось в полемике с еретиками и "нестяжателями". В его основе лежало стремление сохранить вероучительцое и организационное единство Русской церкви. По мнению Иосифа Волоцкого и его последователей, церковь должна стать оплотом государства, силой сплочения общества. Главным средством в борьбе за истинную веру и истинную церковь "иосифляне" считали страх Божий, который очищает человеческие души от скверны и открывает их для познания Божией благодати.

  Иосиф Волоцкий и его последователи возродили к жизни общежительные монастыри. В них были введены очень строгие уставы, требующие от монахов "личного нестяжания", соблюдения благочестия, каждодневного труда.

  По убеждению "иосифлян", церковь должна быть богатой, владеть земельной собственностью. Тогда церковные деятели будут заботиться не о хлебе насущном, а о духовном просвещении мирян. Но одновременно церковь обязана вести широкую благотворительную деятельность. Поэтому "иосифляне" создавали при монастырях приюты для бездомных и нищих, в голодные годы по окрестным селам развозились продукты из монастырских запасов.

  Именно в "иосифлянской" среде возникло и развилось представление о богоизбранности России и Русской церкви. В XVI-XVII вв. получила развитие теория старца Филофея о России как "Третьем Риме". В русле этих представлений, "иосифляне" сформулировали идею богоизбранной царской власти, которая стала обоснованием принципов самодержавия. Церковь должна подчиняться царской власти, но направлять действия царя на служение Богу.

  Большую роль в развитии "иосифлянства" сыграл митрополит Даниил. При нем учение Иосифа Волоцкого восторжествовало в Русской церкви, на церковных соборах были осуждены и обвинены в ереси Максим Грек и Вассиан Патрикеев. Усилиями митрополита Макария важнейшие принципы учения "иосифлян" закреплены решениями Стоглавого собора 1551 г. До реформ патриарха Никона в сер. XVII в. "иосифлянство" было официальной идеологией Русской православной церкви.

автор статьи С. Перевезенцев

в раздел

КОММЕНТАРИИ

1
ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (в миру — Иван Санин) (1439-09.09.1515 гг.) — церковный деятель, публицист, православный святой.

 Происходил из дворян Волоколамского уезда. В двадцать лет принял постриг в Пафнутьевом Боровском монастыре. Позднее постриг приняли три его родных брата и два племянника. После смерти основателя обители Пафнутия Боровского Иосиф в течение двух лет был ее игуменом. В 1479 г. вместе с несколькими иноками покинул Боровскую обитель и основал общежительный монастырь Успения Богородицы на Волоке-Ламском, в 113 верстах от Москвы. Позднее эта обитель стала именоваться Иосифо-Волоколамским монастырем.

 В своем монастыре Иосиф Волоцкий установил строгий общежительный устав, какого не было ни в одной другой русской обители. Устав требовал аскетической строгости в монашеской жизни, беспрекословного послушания и соблюдения церковной обрядности. Жизнь иноков была регламентирована до мельчайших деталей. Они не имели никакой личной собственности, даже икон, а средства к существованию получали из общей казны. Все они были обязаны каждодневно трудиться, ибо праздность почиталась грехом. Позднее, с появлением в монастыре богатых и знатных пострижеников Иосиф Волоцкий был вынужден поделить монастырскую братию на три разряда. От одних он требовал ограничиться единственной сменой обуви и одежды, а другим позволял иметь две смены, шубейку и даже "особное" питание.

 На рубеже XV-XVI вв. Иосиф Волоцкий возглавил борьбу с новгородско-московской ересью (так называемая ересь "жидовствующих"). Основные принципы борьбы с еретиками он изложил в главном своем сочинении — "Книге на новгородских еретиков", известной под названием "Просветитель". В XVI-XVII вв. эта книга была одной из самых популярных (известно более 100 ее списков). Ряд исследователей считает Иосифа Волоцкого автором лишь двенадцати глав "Просветителя", а четыре последние главы приписывает его ученикам и последователям. Иосиф Волоцкий выступал за самое жестокое обращение с еретиками, полагая, что даже покаявшихся еретиков нужно держать в темнице, а упорствующих — казнить. Лютой казни, по его мнению, заслуживают даже те православные, которые не донесли о еретиках властям.

 В "Просветителе" объяснены и заново аргументированы все важнейшие догматические и богослужебные традиции православной церкви.

 В 1504 г. по инициативе Иосифа Волоцкого состоялся церковный собор, который приговорил к сожжению в срубе четырех еретиков.

 В нач. 10-х гг. XV в. разгорелась полемика между Иосифом Волоцким и "нестяжателем" Вассианом Патрикеевым. Приверженец строгого личного аскетизма, Иосиф решительно выступал за право владения монастырями земельной собственностью: лишенное забот о хлебе насущном монашество будет заниматься главным делом — нести в народ Слово Божие. Монастырские же богатства должны направляться на благотворительность и другие нужды христиан. Спор был решен великим князем Василием III, который принял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним.

 В 1507 г. Иосиф Волоцкий вступил в конфликт с волоцким князем Федором Борисовичем, на землях которого располагался монастырь. Князь посягнул на монастырское имущество, после чего Иосиф заявил о переходе монастыря под покровительство Василия III. Новгородский архиепископ Серапион, которому монастырь подчинялся в церковном отношении, поддержал волоцкого князя и отлучил Иосифа от церкви. Но за него вступился митрополит Симон, лишивший сана новгородского владыку.

 Поначалу Иосиф Волоцкий утверждал принцип превосходства церкви над светской властью. Позднее он признал приоритет власти государя и одним из первых стал говорить о божественном происхождении власти русского государя, уподобляя его земную миссию Божиему Промыслу: "Царь ведь естеством подобен вышнему Богу". Деятельность Иосифа Волоцкого способствовала росту авторитета и влияния Русской православной церкви.

 Иосиф Волоцкий похоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован в 1591 г. Дни памяти: 9 (22) сентября, 18 (31) октября.

"Иосифляне"

Поделиться: